Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

федотов пав. анд

Гуманитарный словарь

ФЕДО́ТОВ Пав. Анд. (1815-52) - живописец и график. Родонач. критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Род. в семье бывшего солдата. Получил образование в кадет. корпусе. Во время офицер. службы и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные кл. АХ (1834-45), занимался в батальном кл. А. Зауервейда. Решающее влияние на творчество Ф. оказал К. Брюллов. В первых произв. Ф. выступал как сатирич. бытописатель ("Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", 1844; "Свежий кавалер", 1846; "Смерть Фидельки", серия, 1844). Первонач. перегруженность деталями постепенно сменяется лаконизмом; основой худож. метода становится непосредств., конкретное наблюдение жизни; образ эволюционирует от карикатурного к трагич. Ф. первым ввел в рус. бытовой жанр драм, сюжетную коллизию и соц. заостренность ("Сватовство майора", 1848; "Завтрак аристократа", 1849-51). Портреты, созд. Ф., отличают живописное единство, глубина психологич. характеристики ("Е. Г. Флуг", ок. 1850; "Н. П. Жданович за клавесином", 1849). Создал ряд илл. кпроизв. Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др. После кратковрем. признания Ф. оказался без средств к существованию, подвергался гонениям со стороны властей и прессы. Поздние произв. Ф. проникнуты чувством трагизма существования и состраданием человеч. горю ("Вдовушка", 1851-52; "Анкор, еще анкор!", 1851-52). Умер в сумасшедшем доме в возрасте 37 лет.

Лит.: Сомов А. И. П. А. Федотов. СПб., 1878; Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893; Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1965.

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

Полезные сервисы

федотов павел андреевич

Энциклопедический словарь

Федо́тов Павел Андреевич (1815-1852), живописец и рисовальщик. Ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обречённости человека («Анкор, ещё анкор!», 1851-52).

* * *

ФЕДОТОВ Павел Андреевич - ФЕДО́ТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).

Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)», около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда (см. ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович), Федотов думал посвятить себя батальной живописи (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР), но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) , но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта (см. ХОГАРТ Уильям), а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.

Творческое кредо. Живописный «анекдот»

Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку («Следствие кончины Фидельки», «Бедной девушке краса - смертная коса»; обе - там же). В первой картине маслом («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости», - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет», господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке аристократа» (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским (см. БЕРНАРДСКИЙ Евстафий Ефимович)он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), разрушил этот замысел.

Эволюция стиля художника

Но чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор, еще анкор!» (1851-1852, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.

Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель «Прогулка» (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.

Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) .

Большой энциклопедический словарь

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) - российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

Полезные сервисы